О конце света и числе зверя

30 Октябрь 2012

   В наше время многие «знатоки» пугают народ концом света, активисты движения против кодов и электронных систем идентификации личности любят вспоминать об Апокалипсисе и «числе зверя». Многие из них видят в этом пророчестве предсказание реальных событий - введение новых паспортов, социальных карточек и ИНН. 
   Так что же такое за «число зверя» и как реагировать на подобные «предсказания»? Всем известно, что человечество прочно связывает 666 с дьявольщиной и сатанизмом. Шестерок боятся, перед ними трепещут и их избегают. Страх перед этим числом в 2000 году подтолкнул к изменению нумерации поезда Луганск – Симферополь: поезд №666 стал поездом №242. В США вообще при нумерации улиц, гостиничных номеров и тд, не используют 666.
      Комментирует Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) - церковный ученый, библеист, один из ведущих российских специалистов в области библейского богословия. В 1966 году окончил физический факультет Ленинградского университета, в 1978-м Ленинградскую духовную академию. Автор многих научных публикаций. Кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Санкт-Петербургского университета. Выступает с многочисленными открытыми лекциями.
           Как это понимать? 
   Апокалипсис написан особым символическим языком, характерным для апокалиптической литературы того далекого времени. Изобилие образов в этой книге творит целый символический мир, и, чтобы войти в этот мир, надо по мере сил овладеть языком его символов. По аналогии можно указать на наше восприятие иконы. Никому не придет в голову видеть в иконе реалистические изображения вроде портретов Ильи Репина или фотографий, и, когда мы видим, что над головой того или другого святого изображено сияние, мы прекрасно понимаем, что их головы не светились как какие-то фонари. Сияние -- это символ славы Божией, присутствия Божия в изображенных святых. Так воспринимают иконы те, кто хотя бы немного овладел символическим языком иконописи. Разумеется, какой-нибудь папуас Новой Гвинеи, увидев те же иконы апостолов, наивно примет их за реалистические изображения. Часто наши современники, увы, напоминают таких папуасов. Символы книги Откровения требуют тщательного изучения, если читатель желает постичь ее богословский и жизненный смысл. Из-за непонимания этих символов возникает множество неправильных, произвольных и самых фантастических толкований. 
Однако книга Откровения святого Иоанна относится не только к жанру апокалиптической литературы. Она также пророчество. Ведь именно «пророчеством» апостол Иоанн называет свою книгу уже в 3-м стихе Апокалипсиса. В Апокалипсисе он использует аллюзии практически на все пророческие книги Ветхого Завета. Причем древних пророков он не цитирует, а лишь намекает на них, используя их богатые образы как символы, как особый язык для описания того, что он видит на небе и просветленным взором на земле.
   Сами пророчества в наше время люди часто воспринимают как предсказания будущего. Но это неверно. Ветхозаветные пророки довольно редко предсказывали предопределенное будущее. Пророчества преимущественно касались настоящего, того, что происходит здесь и сейчас. Повторю: пророчества не предсказания. Предсказывают цыганки и шарлатаны, но не пророки Божии. Пророки доносят до людей волю Божию, причем часто именно в образно-символической форме. Древние пророчества в известной мере можно уподобить современной вдохновенной проповеди, они обращаются к читателям и слушателям с обличением, увещанием, утешением и предостережением. 
       Что такое - «печать зверя»? 
   Апостол Иоанн в Апокалипсисе, как и положено пророку, откликается на современные ему события и это очевидный факт. Даже начинает апостол свою книгу описанием событий, непосредственно его касающихся. Он находится на острове Патмос, куда сослан, как он сообщает, «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1: 9). И далее мы находим множество свидетельств об исторической обстановке в Римской империи конца I века, когда император Домициан впервые повелел называть себя «господом и богом». Обожествление императора и установление обязательного императорского культа повлекло за собой преследование христиан, одних из которых предавали смерти, а других ссылали. Эта атмосфера гонений и мученичества нашла отражение на страницах книги ап. Иоанна. Но не только это… Один из самых ярких символов, который использовал апостол Иоанн в Апокалипсисе, это образ зверя, «который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13: 14), который «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель» (Откр. 17: 8). Указывается даже «имя зверя, или число имени его. …это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 17-18). Эта символика кажется загадочной. Вообще числа Апокалипсиса чрезвычайно интересная тема, требующая целой лекции. «Числом имени» во времена апостола Иоанна называлась некая шарада -«гематрия». Это излюбленная игра античности: буквы того или иного имени переводили в числа, а числа складывали, полученная сумма и давала «число имени», или «число человека». Обратная задача угадать по сумме соответствующее слово требовала особого искусства. Число 666 это имя императора Нерона, который воспринимался как «зверь», как одно из олицетворений Римской империи с ее культом языческого государства. Если написать «кесарь Нерон» по-еврейски (Nrwn qsr), то сумма числовых значений этих букв и будет 666. «Начертание» этого «имени» ставится как клеймо на каждого человека, который поклонится «зверю» и его господину - «дракону». Кому человек добровольно отдает себя в рабство, того рабом и становится. И символом добровольного рабства любому идолу, в каком бы облике он ни являлся, становится «начертание имени зверя». 
   Речь в 13-й главе Апокалипсиса идет о тотальных притязаниях всякого идолопоклонства, которое в конкретных исторических условиях конца I века нашло себе символическое отображение в культе власти Римской империи и конкретного носителя этой власти императора. В видении Иоанна пророчески обобщался реальный опыт его времени. Он видит, что все люди должны будут, как доказательство своей лояльности по отношению к империи, носить «начертание» на кисти правой руки или на лбу. Под «начертанием» (Иоанн сознательно избегает слова «печать») подразумевается клеймо римского императора, которым клеймили наемных солдат, рабов, особенно храмовых рабов, так что они становились собственностью богов или императора. Как и полученная в крещении печать Святого Духа, которую христиане носят на своем челе, это «начертание» должно пониматься символически. Как рабы Божии на своих лбах имеют печать их Господа, так и рабы «зверя» имеют «начертание» на правой руке или на лбу. Поэтому Апокалипсис и называет рабов Божиих «запечатленными» (на них печать Бога), а рабов «зверя» заклейменными (на них клеймо, или «начертание зверя»). Так что «начертание» следует понимать как символ покорности языческому идольскому культу человекобожия и поклонения власти человеческой.
   Иоанн прибегает к этому литературному средству для описания последователей «зверя», чтобы подчеркнуть их противоположность христианам. Всякому не имеющему «начертания» угрожает экономический бойкот и уничтожение. Но те, которые покоряются Римской империи и имперскому культу, обретают большое преимущество, хотя бы преимущество заниматься торговлей и ремеслом, то есть выживать. Это пророчество следует понимать как обобщение наличного опыта. Общественное устройство того времени требовало, чтобы торговцы и ремесленники объединялись в гильдии, профсоюзы. Христианин, желавший заниматься ремеслом или торговлей, должен был принадлежать к соответствующей гильдии, корпорации. Неизбежное членство в «профсоюзе» принуждало к участию в религиозных торжествах, среди которых большое место занимали фестивали культа императора. Тот, кто, будучи христианином, отказывался от этого, подвергал опасности не только свои экономические возможности, но и свою безопасность. Такова была реальность.
        Не каждому дано.
   Как все это можно объяснить «простым» неофитам, которые не обладают богословскими и библейскими познаниями? Ну, во-первых, евангельскую простоту не следует путать с невежеством. Надо развиваться. Во-вторых, надо помнить слова апостола Павла, который наставлял: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор. 12: 29). Конечно же, не все. Что из того? Незнание или непонимание не есть причина для паники.
   Дары Святого Духа в Церкви различны, и служения различны, и действия Духа различны. Пусть ты не склонен к богословию. Значит, у тебя другой дар от Бога. Познать свой дар, развивать его и реализовать это куда более достойное занятие, чем увлекаться мыслями о «звере» и его печатях. Неофитам, которые не обладают богословскими и библейскими познаниями, надо быть скромнее. Если они не способны или не хотят всерьез заниматься библейскими исследованиями, то пусть ищут себя в другой сфере христианского делания.
Долгие годы атеизма и запрета на всякое христианское просвещение народа дали свои ядовитые плоды. Выросло несколько поколений людей, религиозное сознание которых не по их вине пребывает на самом примитивном уровне. Они крещены, но увы не просвещены светом Евангелия Христова. Они не радостны, но напуганы. Им кажется, они окружены осадившими их со всех сторон «бесовскими силами». Разумеется, задача наших архипастырей заботиться о таких людях. Поэтому Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2011 года и принял решение об обеспечении добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Мы ведь молимся о том, чтобы Отец Небесный оградил нас от искушений. А искушений много! Жизни, свободной от искушений, не бывает. Для людей, вера которых еще некрепка, искушения представляют серьезную опасность. Вот именно о таких «немощных», как их называл апостол Павел, православных и озаботился Архиерейский собор РПЦ своим решением.

По источнику журнала «Нескучный сад»



назад к списку новостей