Каждый день мы все о чем-то думаем. Думаем о разном – любимом, насущном, ненужном, проблемном. Я вот думаю, каждый человек на нашей планете чего-то боится. Порой эти страхи бывают столь абсурдными, что даже сложно поверить в то, что человек может бояться этой абсурдности. Можно начать рассуждать о видах страхов и их подразделении, человеческой психологии и т.п. Не буду. Оставлю сие удовольствие моим коллегам из моего любимого издания для молодежи «Вифлеемская Звезда», о чем, кстати, будет следующий номер. Поговорю просто. Каждый Божий день мы сталкиваемся с этим явлением – страх. Будь он в минимальных, бытовых масштабах – таких как, например, страх поскользнуться или обжечься, опрокинуть что-то на себя, столкнуться с чем-то новым, и в масштабах покрупнее – страх потерять близких, страх внезапной разлуки с любимым человеком, страх надоесть тому, кто тебе дорог, страх перед смертью, различные фобии и т.п.
Как же ощущается страх? Чувство не комфорта, оставленности, безнадежности, может даже опустошенности. А еще страшно, когда рядом нет поддержки. Тогда приходится, стиснув зубы, собирать всю свою волю в кулак и действовать. Неизвестность страшит. Начиная новое дело, или принимая решение изменить свою жизнь, мы боимся. А вдруг не получится? Пусть лучше плохо или как есть, чем неизвестно как скажет кто-то. Что нам нужно для того, чтобы решиться? Кому-то стимул, а кому-то пинок для быстрого реагирования и дальнейшего действования.
Я боюсь насекомых. Думаю, я не одна такая. Один вид этих сущностей вселяет в меня отвращение, от которого я просто цепенею. Хотя, если задуматься, почему я их боюсь. Почему презрение к мелким и не очень, членистоногим и беспозвоночным я называю страхом? Может быть, это из-за ощущения их на собственной коже, ожидание, что это шустрое, быстро передвигающееся существо может причинить мне вред, может укусить и внести какую-то инфекцию. Мне приходилось видеть огромных тараканов и пауков с жуткими лапами и усищами. И каждый раз возникает вопрос – ну зачем же Бог создал этих жутких тварей, которые делают нашу ежедневную жизнь такой не комфортной?
Интересно, что когда рядом никого не оказывается, я могу, так сказать, сама что-то предпринять по отношению к этому, в принципе, ни в чем передо мной невинному паучку – прихлопнуть его чем-нибудь. Другого выхода я не вижу. А если я попробую взять и вынести его куда-нибудь на газетке или лопатке? А вдруг он побежит? А вдруг, а вдруг, а вдруг… Конечно, это мысли и действия не совсем верующего человека. Но почему-то становится спокойней. Я знаю, это не правильно. Мне жалко этого таракашку, который почему-то был задуман и создан вот именно таким жутким и неприятным. Но эмоции, первые эмоции страха заставляют действовать мгновенно. Судорожно хватая ближайший под рукой тапочек или новую газету с размаху хлопаешь по живому существу. Что оно там чувствует в этот краткий миг, никого не волнует. Его больше нет. И больше не страшно.
Вот и выясняется, страх – это эмоция, то, что не подлежит логике. Как часто, подвергшись эмоциям, мы совершаем поступки и говорим слова, о которых впоследствии жалеем. Постоянное чувство страха может также привести к тому, что человек впадает в депрессию. Чувство постоянного напряжения, ожидание чего-то неизбежного проявляется в регулярных кошмарах во сне.
Каждый свой шаг, свое действие мы сначала подвергаем, пусть небольшому, но сомнению. Появляется сомнение, появляется и страх. Как следствие, неуверенность в себе, которая не дает личности развиваться.
Одна моя хорошая подруга на мою просьбу сказать о том, что такое страх, выразила следующее: «Одним из страхов, на мой взгляд, является страх остаться с самим собой, один на один со своей совестью. А вдруг она скажет что-нибудь, от чего мне будет не комфортно. Мы слушаем громкую музыку, часто в наушниках, придумываем себе развлечения, потому что боимся услышать голос совести, услышать правду о своей жизни, о своих поступках. Предпочитаем заглушить этот голос.
Получается, что вся жизнь состоит из страхов. Мы боимся то одного, то другого, то стихийных бедствий, то бедности, то болезней и т.д. и т.п. - бесконечная вереница страхов. Даже жить страшно становится!
Но я думаю, что это все от не упования на Бога. На мой взгляд, надеясь на Бога, на Его милость, можно забыть о ненужных переживаниях. А вот страх Божий надо бы иметь. Имея страх Божий, можно ничего не бояться. Ведь мы не сделаем ничего лишнего в своей жизни, всегда помня о Боге, помня, что Он все видит, все сопереживает, и наблюдает за всеми нашими поступками...»
Она права. Тем, кто познали силу молитвы и Его помощь, легче лицом к лицу встречаться с трудностями, принимать решения, решать задачи и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Самая большая человеческая глупость – боязнь. Боязнь совершить поступок, поговорить, признаться. Мы всегда боимся, и поэтому так часто проигрываем.
Подготовила Дарья Нестерова